ЧУДОТека

"Чтение - только начало.
Творчество жизни - вот цель!"
Н.Рубакин


понедельник, 20 февраля 2012 г.

"Рыцарь железных дорог" - Николай Георгиевич Гарин-Михайловский


        Наверняка многие с детства помнят эту книжку о храбром мальчике Тёме. Милую, веселую, ласковую Жучку кто-то бросил в старый колодец. Тёма узнал об этом почти случайно и решил во что бы то ни стало спасти её. С замиранием сердца следили маленькие читатели или слушатели о том, как Тёма спускался в страшный, темный, холодный колодец, о счастливом избавлении Жучки ..
"Тема и Жучка" - это один из эпизодов детства самого автора - Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, отрывок из его повести "Детство Тёмы". Эта книга ("Детство Тёмы") не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о нравственном воспитании в семье. Писатель помнил своего жестокого отца, карцер в их доме, порки. И дал слово своей невесте, что никогда "пальцем не тронет своих детей". А их было у Гарина-Михайловского 11 своих и трое приемных! И вправду, детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно.
 Он очень хотел, чтобы  дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками - для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям - знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр - до расточительности. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь. И мечтал! И писал книги: "Детство Тёмы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры". (Последняя осталась недописанной). И много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.
А еще Николай Георгиевич строил железные дороги (по специальности он - инженер-путеец). Можно сказать, что это он соединил Челябинск с Европой и Азией, ведь именно он строил тяжелейший участок железной дороги от Уфы до Челябинска через хребты Уральских гор и дальше - в Сибирь! Жил в Усть-Катаве несколько лет, в Челябинске. Написал об этом строительстве "Путевые очерки". Несколько рассказов посвятил уральцам: "Вариант", "Лешее болото", "Бродяжка", "Бабушка".
В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского. А вот город Новосибирск, пожалуй, и самим своим рождением обязан этому человеку!
20 февраля 2012 года - 160 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.
в 2012 году - 120 лет изданию книги "Детство Тёмы"(впервые была опубликована в 1892 году)
120 лет назад - в 1892 году в Челябинск пришел первый поезд - в этом тоже немалая заслуга Н.Г. Гарина-Михайловского!
Так выглядел вокзал в Челябинске в начале прошлого века:

Это обелиск  близ железнодорожной станции Уржумка.  Нижняя часть -   основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где закреплены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
А это железная дорога, построенная Гариным-Михайловским в районе станции Вязовая
                                    Одноколейка в Юрюзани
На сайте Новосибирской научной областной библиотеки можно посмотреть презентацию выставки, посвященной 160-летию Гарина-Михайловского. Смотреть здесь
PS: Прошу учесть: начальником строительства Транссибирской железнодорожной магистрали был однофамилец Николая Георгиевича Гарина-Михайловского - Константин Яковлевич   Михайловский -  почетный гражданин города Челябинска.

7 комментариев:

  1. Валентина Григорьевна, очень интересный материал и подан с большой теплотой. Удивительный человек, талантливый и разносторонний. Спасибо.

    Я, к сожалению, не знаю, где улица Гарина-Михайловского в Челябинске, ни разу не была там. Для меня это маленькое культурное открытие!

    ОтветитьУдалить
  2. Если ехать на электричке в сторону Миасса, то в районе остановки 1120км в Советском районе можно увидеть несколько частных домов, стоящих на этой улице. Сносят старые постройки, умирают и улицы, стирается память о людях, чьими именами были названы...Когда-то и на здании вокзала висела мемориальная доска, возвещавшая о том, что в строительстве Южно-Уральской железной дороги принимал участие русский писатель Н.Г.Гарин-Михайловский. Сейчас очень много говорят о том, что Южному Уралу нужны такие бренды, которые бы на имидж края работали. А у нас даже памятника Гарину-Михайловскому нет. А жаль.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Вы правы, всё-таки Гарин-Михайловский - знаковая фигура и для Челябинска и для Урала! Другие приоритеты у наших современников видимо.

    ОтветитьУдалить
  4. Валентина Григорьевна! Вы большая умница. Так интересно подаете материал, привязывая события и людей к нашему краю. Я еще Дед Мороза не могу забыть, а тут новая паралель!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, перехвалите, Елена Олеговна! Я Урал действительно очень люблю! Столько по краю с молодости в походы по горам да лесам хожено, на машинах езжено, по рекам да озерам плавано, а уж красот уральских на фотографиях сколько! Буду делиться впечатлениями и впредь.

      Удалить
  5. Валентина Григорьевна, в очередной раз принимайте эстафету Чудо блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Александровна, очень приятно получить эстафетную палочку от столь уважаемого мною блоггера!

      Удалить