ЧУДОТека

"Чтение - только начало.
Творчество жизни - вот цель!"
Н.Рубакин


понедельник, 12 ноября 2012 г.

История создания "Айболита"


В предыдущем посте я просила ребят найти ответ:  какая детская книжка "родилась однажды в море". Ответы ребят приходили мне на личную почту , кто-то приносил варианты ответов в библиотеку, словом с заданием справились! Молодцы!
История, описанная ранее,  произошла
с Корнеем Ивановичем Чуковским, как сам он писал: "под наваждением солнца, горячего ветра и черноморской волны" сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну... и т.д.
Там, на берегу Черного моря на мокрой папиросной коробке, найденной тут же, были записаны строк двадцать или больше... Ни начала, ни конца у сказки не было...Вернувшись домой в Ленинград, не надеясь более на полет вдохновения, поэт исписал мелким почерком две школьные тетрадки, долгим и кропотливым трудом добиваясь отточенных рифм и образов. Были в его черновиках такие строчки:
И пришла к Айболиту коза:
"У меня заболели глаза!"
И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня поясница!"
Прилетела к нему сова:
"Ой, болит у меня голова!"
И влетела к нему канарейка:
"У меня исцарапана шейка".
и еще, и еще...Нельзя сказать, чтобы эти строчки никуда не годились, но Чуковский добивался живого образа, живой интонации и "ненавидел банальные строки, которые без всякого участия сердца выводило ...перо". После долгих мучительных поисков сложились хорошо знакомые и любимые с детства строки:
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришел к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!" - в них есть обидчик и обиженный, тот, кому необходима помощь. Ведь доктор Айболит всегда готов прийти на помощь больным зверям:
"Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!"
Известно, что сюжет про доктора Дулиттла, лечащего зверей, Чуковский заимствовал у Хью Лофтинга. Перерабатывая его милую сказку для русских детей, Корней Иванович окрестил Дулиттла Айболитом и внес в свою переработку десятки реалий, которых нет в подлиннике.
(Читайте об этом здесь)
К тому же, Корней Иванович лично знал такого доктора.
Им  был Цемах Шабад, с которым Чуковский познакомился еще в 1912 году в Вильнюсе. Он два раза останавливался у доктора, когда приезжал в Вильнюс по делам.
Цемах Шабад был врачом и ученым. Он не брал денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг, и жуликов, и животных: лошадей, коров, кошек и собак, и ворон. И все пациенты его беззаветно любили.
Поэтому и неудивительно, что Корней Чуковский написал с него доктора Айболита. В своих воспоминаниях Чуковский пишет:
"Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: "Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока". И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных...
 Как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Доктор вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось: "Приходи к нему лечиться и корова, и волчица..."
-А еще в центре Вильнюса сейчас стоит памятник , который изображает именно этот эпизод - девочка протягивает доктору раненую кошку. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с кошкой на руках установлена на родной улице доктора Шабада.



2 комментария:

  1. Спасибо, Валентина Григорьевна, очень интересная информация.
    Всегда интересно читать про добрых людей, про добрые дела, про добрые слова. На душе светло и спокойно.

    Интересно, а дети вообще задумываются как появляются произведения, откуда появляются сюжеты, как рождаются строчки в голове авторов и т.д.?

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажется, каждый библиотекарь и учитель старается найти такие интересные факты о писателе или литературном произведении, которые останутся в памяти ребенка на всю жизнь! Как хорошо, что много можно найти в сети!

    ОтветитьУдалить