ЧУДОТека

"Чтение - только начало.
Творчество жизни - вот цель!"
Н.Рубакин


понедельник, 28 января 2013 г.

Что такое шпандырь, или что непонятно у классиков?



Четвероклассники читают по программе рассказы А.П. Чехова, А.И.Куприна, Л.Н. Андреева. На прошлой неделе разобрали все издания, что есть в библиотеке. Сегодня сдают. Настроение у меня с утра супер-позитивное (спасибо Наталье Волковой и еще одной Наталье за рассказ о цветущем кактусе), а потому тянет совершать благородные поступки, доброту проявлять, хорошие книжки рекомендовать. А четвероклассники на переменке прибежали, им надо быстро-быстро книжками поменяться: "Ваньку"сдать, "Петьку на даче" записать, "Петьку" сдать, "Чудесного доктора" записать, словом, круговорот книжек в школьной библиотеке. А у меня, заметьте, настроение благодушное, можно сказать, лирическое настроение. Вычеркивая из формуляра  очередного читателя  "Ваньку" Чехова, вслух цитирую: "А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что качал я ихнего ребятенка в люльке и нечаянно заснул". Смеются, удивляются, что помню ванькино письмо на деревню дедушке.   "А кстати, - вопрошаю я, - а кто знает, что такое люлька? а шпандырь?" И если с "люлькой" затруднений не возникло, то по поводу "шпандыря" версии посыпались, как из рога изобилия: палка, полено, деревянный гребень, костыль и даже: розгА ( именно с ударением на последнем слоге).А ведь в тексте есть сноска, на которую ребята не обратили внимания. Итак, решено: следующий библиотечный урок в четвертых классах провожу по словарям "Забытых и трудных слов русского языка" Л.А. Глинкиной, словарю В.И.Даля, толковому словарю С.И.Ожегова.


 А пока задание!
Как вы думаете:
1. шпандырь - это:
-костыль
-ремень
-слесарный инструмент
2.В сказке "О рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина старуха бьёт слуг, "за чупрун таскает".
Чупрун - это:
- пояс
-верхняя одежда слуг
- прядь волос
3.В стихотворении М.Ю. Лермонтова есть такие строчки: "кто кивер чистил весь избитый"
Кивер - это:
-орудие
-конная упряжь
-головной убор
Проверить себя можно, наведя курсор на выделенное слово. Желаю удачи!

7 комментариев:

  1. Ой, Валентина Григорьевна, я аж три раза "Молодец!" :) Хотя на счет шпандыря сомневалась....

    И вам - спасибо! :) Прямо отчетливо себе увидела, как вы книжки вычеркиваете за своим столом и с хитрым глазом Чехова цитируете... Умеете заинтриговать! :) Повезло ребятам с библиотекарем.
    Кто-нибудь из них обязательно будет потом рассказывать: "Я в детстве ещё к книгам пристрастился. У нас в школе хорошая библиотекарша была...."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, VolNa, Ваши бы слова, да богу в уши, а нынешним деткам в головы! Чего только не придумываешь, чтобы заинтересовать книгами. А вот "терзают меня смутные сомненья", что на эту хитрость не так уж много деток и клюнут.( скорее учителя, да библиотекари шутки ради пробегутся по ссылкам).. Ну ничего, я им на урок чего-нибудь такого=эдакого "нарою"!
      А про трижды "Молодец" - кто бы сомневался! Игривая Вы, VolNa, однако!

      Удалить
    2. Ураа! Сработало! Как же я люблю вас, 4Г! Какие молодцы! Задание выполнили и прибежали возмущаться: а что так мало? Будут, будут вам интересные задания, поиграем в РИББ (разыскное информационно-библиотечное бюро)!

      Удалить
  2. Валентина Григорьевна! ЗдОрово! Тоже прошла Ваше тестирование. Молодец:) Думаю детки заинтересуются!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Елена Олеговна, рада, что позабавила. Теперь вот надо еще научиться делать виртуальные тесты, чтобы не так примитивно было! Сервис не подскажете?

      Удалить
  3. Попробуйте поработать в "Учебных приложениях". Есть русскоязычная версия и подробная инструкция к использованию. А "викторины" как раз предполагают несколько вариантов ответов. Уверена, Вам понравится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, непременно воспользуюсь Вашей подсказкой!

      Удалить