ЧУДОТека

"Чтение - только начало.
Творчество жизни - вот цель!"
Н.Рубакин


вторник, 14 мая 2013 г.

О пользе чтения

http://aqvatali.blogspot.ru/2013/04/blog-post_28.html#comment-form


"Всем хорошим во мне я обязан книге"
М. Горький
Библиотекари довольно часто проводят анкетирование среди своих читателей о любимых книгах, читательских предпочтениях и т.д. Чаще всего результаты таких опросов в школьной библиотеке бывают весьма предсказуемы, ведь ежедневное общение с ребятами дает библиотекарю гораздо больше, чем анкетирование, к тому же, развернутых ответов в анкетах дети, как правило, не дают. Тем более интересно было мне почитать, что пишут в блогах "о пользе чтения" люди, далекие от библиотечной работы.
На этот опрос я "набрела " совершенно случайно в поисках решений организации пространства читального зала, увидела эту картинку с диванчиком между стеллажами у окна, заинтересовалась постом и решила ответить на предлагаемые   вопросы.Ведь книги для меня - не только профессия. Помню, когда я поступила на библиотечный факультет, наш преподаватель Давид Александрович Гольдштейн на первом же занятии дал задание написать маленькое эссе о своей читательской биографии. Как же интересно было знакомиться с сокурсницами, слушая их рассказы о книгах, прочитанных в детстве! Так же интересно было читать ответы на вопросы онлайн-анкеты "о пользе чтения" совершенно незнакомых людей, в ком-то находить единомышленников, с кем-то не соглашаться., но в какой уже раз убедиться, что любовь к чтению была, есть и будет.
Теперь, как того требуют "правила игры", о себе:.
 Читать самостоятельно я научилась рано, лет с шести сама ходила в сельскую библиотеку выбирать книжки, благо, она была в двух шагах от дома. Но детские тоненькие книжки меня не удовлетворяли, гораздо больше мне нравилась литература, которую изучали в школе. Мама ( учитель литературы)  часто брала меня с собой в школу на свои уроки (детского сада в селе не было, оставить меня было не с кем), и я с восторгом слушала её рассказы про детство Мишеньки Лермонтова или подвиги Владимира Дубровского, душа моя разрывалась от жалости к Герасиму и Муму, а сердце переполняло чувство первой любви к Андрею Болконскому. Летом вместе с мамиными учениками мы путешествовали  по литературным местам: Пензенской области: в село Белинское, Радищево, в Тарханы, а зимними вечерами, сидя у теплой печки, я любила смотреть на горящие в печи поленья и слушать под их треск, как дед читает вслух какой-нибудь новый номер Роман-газеты..Кто-то, прочитав эти строчки, скажет, что на роду было написано стать мне библиотекарем. Наверное, так оно и есть, только я-то мечтала стать врачом (непременно таким, как Таня из "Открытой книги" Вениамина Каверина или доктор Володя Устименко из трилогии Юрия Германа "Дело, которому ты служишь. Дорогой мой человек. Я отвечаю за все"!)НО...мою мечту воплотила в жизнь моя дочь, а я ни минуты никогда не жалела о том, что судьба занесла меня в Челябинск, и  я не  прошла мимо Института культуры буквально за день до начала вступительных экзаменов, и еще за то, что литературу я всегда знала гораздо лучше химии.
 Но вернемся к опроснику:

 О пользе чтения (Я бы его назвала Какой ты читатель?)

1. Где Вы обычно читаете?
Если есть возможность - где угодно! В троллейбусе, в поезде, в самолете, на пляже, в какой-нибудь очереди, в саду - в перерывах между посадками-прополками обожаю поваляться с книжкой под яблоньками в тени. А больше всего вечером дома - с ногами забраться в кресло и читать!
2. Книжная закладка или просто листок бумаги?
Чаще всего какая-нибудь открытка, театральная программка, обертка от шоколадки, календарики. Редко - закладки (обычно все закладки раздаю детям - своим читателям). Никогда не загибаю уголки страниц.
3. Вы можете остановиться во время чтения или Вам нужно обязательно дочитать до конца главы?
Если "горит", могу прерваться на любом месте, потом, правда, перечитываю страницу с начала.
4. Вы едите или пьете во время чтения?
Если читаю для души, могу "погрызть" яблочко.
5. Телевизор или музыка во время чтения?
Читать люблю в тишине, но если кто-то из домашних слушает музыку или смотрит телевизор, сажусь с книжкой рядышком. Просто потому что - семья.
6. Вы всегда читаете дома или где-нибудь еще?
Если у кого-то еще сохранилось представление о библиотекаре, как о тетеньке, которая целый день на работе читает, то должна огорчить: на рабочем месте не удается почитать даже то, что необходимо для работы же! Поэтому см. ответ на вопрос1.
7. Читаете Вы вслух или про себя?
Если мне нравится какой-то момент в книге, а муж рядом чего-нибудь паяет, читаю вслух. Иногда  для того, чтоб услышать его мужскую точку зрения.Когда дети были маленькими, конечно, без "громкого чтения" не обходилось. Сейчас в семьях, мне кажется, перестали устраивать вечерние посиделки с чтением вслух, как было в моем детстве, а я вспоминаю об этом с такой теплотой и нежностью, и кажется, слышу голос моего дедушки, читающего вслух.
Да и в школе всё чаще стала устраивать чтение с обсуждением, особенно когда у какого-нибудь класса нет урока (учитель заболел или окно в расписании). И что удивительно: слушают!
8. По одной книге за раз или сразу несколько?
Для души - по одной, иногда перечитывая несколько раз особенно понравившиеся места. Для работы - сразу несколько (хотя и для работы - это тоже для души, ведь читать приходится детскую литературу, а настоящую детскую литературу читать - это же одно удовольствие!)
И в этом тоже счастье моей профессии! Этому читательскому счастью в мои студенческие годы немножко завидовал мой дед.Был, например, случай, когда перед экзаменом по детской литературе я утром предупредила домашних: -"мне не мешать, в комнату не входить, завтра экзамен!" Студентам, как всегда не хватает ровно суток, а у меня еще не маленькая стопка книжек, которые к экзамену надо прочитать. Дед в соседней комнате ходит на цыпочках, практически не дышит, чтоб не мешать  и вдруг слышит сначала какое-то всхлипывание, потом хрюканье, потом дикий хохот до стонов! На его возмущенное: "Так-то ты к экзаменам готовишься?!?", я, едва переводя от хохота дух, умоляюще; - "Дед, не мешай, я Давыдычева дочитываю, а у меня еще Драгунский и Зощенко для детей!" И тогда мой мудрый дедушка сказал: хорошая у тебя будет профессия, нищенская, но радостная! Счастливая ты!
9. Пропускаете ли Вы страницы во время чтения?
Бывает)))
10. Бережно ли вы читаете книги?
Да и очень бываю расстроена, когда вижу, что кто-то не бережет книги.
11. Вы пишите в книгах?
Раньше в собственных книжках по специальности пометки карандашом делала, каюсь.
12. Как Вы выбираете книги?
Чаще всего просматриваю рецензии на новые книги, поскольку подписана на новинки Wikers weekli..KidReader, журнал Папмамбук , новинки Лабиринта и др., а в магазине открываю в любом месте и читаю, а там уж решаю: стоит ли покупать.
13. Кому Вы хотите предложить этот опрос?
Всем желающим, кто захочет написать о себе, как о читателе, а так же библиоблогерам Ирине, Ольге Николаевне, Ольге Ивановне, Елене Евгеньевне, Любови Михайловне - моим коллегам.. Приближается День российских библиотек, думаю, накануне праздника, с которым мне очень хочется поздравить всех библиотекарей, их посты с ответами на эту интернет-анкету будут настоящими гимнами нашей профессии!
14.Чего мне не хватило в этом опроснике? Вопроса о любимых книгах, авторах. Добавляю его от себя для тех, кому адресовала.
И еще из блога, где я увидела этот опросник - фото  роскошнейших библиотек, найденные в сети! Посмотрите, какие бывают в мире библиотеки! С кружевными балкончиками- это библиотека в Мюнхене, тёмного дерева- в Дублине, а современная со стеклом- Королевская библиотека в Копенгагене, а с пустыми стеллажами - памятник в Берлине сожженным нацистами книгам - 80 лет назад 14 мая 1933 года заполыхали в городах Германии костры из книг, среди которых были неугодные режиму книги Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, .Генриха Манна, Бертольда Брехта, Эриха Марии Ремарка, Генриха Гейне, детского автора Эриха Кестнера,  Франца Кафки,  Ярослава Гашека, Владимира Маяковского и многих других писателей. Сжигали их представители гитлерюгенда и Немецкого студенческого союза.






16 комментариев:

  1. Валентина Григорьевна, как хорошо, что у нас с Вами "радостная" профессия. Здорово, что рядом с нами читатели, которым можно подарить общение с замечательным другом - книгой. А еще, можно подойти к полочкам и открыть на любой страничке "Озорные рассказы о школьниках", Носова, Пивоварову, а еще лучше Абгарян и устроить себе пять минут счастья на рабочем месте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, ради этих "пяти минут счастья" забываешь и о тоннах разгруженных учебников, и о том, что мы в школе техперсонал, и о том, что ..., да много чего еще забываешь и прощаешь этой древнейшей профессии! Как написала автор блога, в котором я увидела эту анкету: "я в детстве думала, что круче профессии библиотекаря ничего в мире нет" , ведь мы купаемся в море книг! (Жалко только в школьной библиотеке это "море по колено" - в том смысле, что новинок практически нет)

      Удалить
    2. Елена Кичигина пишет (16:23) :
      Валя, спасибо большое тебе, подарила кусочек счастья: вспомнила себя в детстве, радость общения с интересной книгой. Прямо - таки совершала путешествия наравне с героями. Здорово, что и сейчас радует знакомство с новым автором, интересной книгой. А за Абгарян тебе отдельное спасибо, она уже гуляет по школе, пока читают коллеги.
      Я с удовольствием прочитала твой пост, вспомнила себя в детстве с книжкой под одеялом с фонариком: не разрешали читать ночью, а если книги попадались интересные и давались друзьями на 2 дня, то как тут было устоять

      Удалить
    3. Елена Александровна, принимайте эстафету, пишите свои мемуары о книге и чтении в Вашей жизни! Жду! Спасибо за отклик!

      Удалить
  2. Очень приятно познакомиться! Приятно, что мой пост поднял новый пласт этого опроса, теперь среди библиотекарей! Прочитала ваш пост с удовольствием и улыбкой до ушей :) У нас очень много общего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За "улыбку до ушей" - большущее спасибо! Непременно буду заглядывать к Вам в гости!

      Удалить
  3. тоже с удовольствием прочла пост, здорово ,когда библиотекарь фанат своего дела, а не сухарь скучнющий. Вспоминаю свой первый поход в библиотеку лет в восемь, как чудесно и увлекательно расказывала наша библиотекарь о книгах, как умела выспросить о книгах из домашней библиотеки, умела найти что-то новое и ненавязчиво заинтересовать. У вас очень важный труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как приятно услышать такие теплые слова от незнакомых людей! Мне кажется, что в библиотеках (особенно детских) надолго не задерживаются люди нетворческие, неактивные, "скучнющие", как Вы выразились. Посмотрите, сколько новых форм применяют сейчас в своей работе библиотеки, ведь это, пожалуй, последний оплот бесплатного пользования всем богатством культуры мира.И спасибо Вам за память детства о своем первом библиотекаре. Вероятно, в Вашей любви к чтению есть и частичка её души, её труда! Очень хочется, чтобы когда-нибудь взрослые тети и дяди произнесли заветную фразу: "А вот у нас в школе была классная библиотекарь!"

      Удалить
  4. Валентина Григорьевна, Вы так интересно написали! И я тоже узнавала себя в Ваших ответах. Спасибо за приглашение поучаствовать. Интересная эстафета, только надо время найти, чтобы мысли в кучку собрать и изложить их связно, потому как дежурно отвечать не хочется. Попробую успеть до Дня библиотек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про "мысли в кучку" - это Вы очень верно сказали. Столько всего в жизни именно с книгами связано, что я до сих пор мысленно дописываю этот пост и жалею, что не рассказала о книгах, которые я читала в ключевые моменты своей жизни. Раньше я как-то не задумывалась об этом, а сейчас отчетливо осознаю, что некоторые события своей жизни я соотношу с книгами, которые читала в тот момент. Может быть, это симптомы "тортилизма"?:)) (от Тортиллы - давно живу и "все, что было не со мной, помню")

      Удалить
    2. Точно, и я некоторые события своей жизни я соотношу с книгами, которые читала в тот момент. И многие поступки совершала под воздействием прочитанного. И стихи писала о прочитанном, наивные, детские... Жаль, не сохранились :)

      Удалить
  5. Добрый день, Валентина Григорьевна! Я по образованию не библиотекарь, но с книгами с детства сложились свои отношения. Возможно, именно поэтому я и оказалась в школьной библиотеке:)О своих отношениях я на своих страничках рассказываю:http://liccck18.blogspot.ru/p/httpwww_24.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! С удовольствием познакомилась с Вами и Вашим блогом, будем дружить:))

      Удалить